Воробьёва Татьяна Юрьевна
Тема: «Занимательная геометрия»
Цель: Закрепление математических представлений
Задачи:
Образовательные:
- закрепить представления о свойствах предметов;
- закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей;
- закрепить умение составлять задачи по схемам.
Развивающие:
- развивать интерес и мотивацию к учебной деятельности, посредством включения разнообразных игровых заданий;
- развивать умение работать в коллективе, индивидуально;
- развивать любознательность, внимание, мышление, способность рассуждать.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к математическим занятиям.
Демонстрационный материал:
- геометрические фигуры, головоломка танграм-схема «Гусь».
Раздаточный материал:
- набор геометрических фигур, танграм.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте поздороваемся, и подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям)
Воспитатель: Ребята давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. (Дети вместе с воспитателем становятся в круг).
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнём.
Воспитатель. А начнем мы наше занятие с математической разминки.
Какое сейчас время года?
Сколько всего времен года? Назови их.
Какой месяц у нас за окном?
Сколько месяцев в каждом времени года?
Какой сегодня день недели?
Как называется 2 по счету день недели? 6,3,5,8?
Воспитатель. Молодцы ребята! Присаживаемся за столы.
Ребята, сегодня я хочу с вами поиграть. У меня для вас есть сюрприз. Но я его спрятала, а место, где он находится, отметила на карте нашей группы красным крестиком. Эту карту я разрезала на 4 части. За каждое выполненное задание, вы будете получать часть карты. Собрав карту, вы сможете отыскать клад. Играем?
Дети. Да.
Воспитатель. Первым заданием была математическая разминка. Как вы считаете, справились вы с ней?
Дети. Справились.
Воспитатель. Конечно, справились. Вот вам первая часть карты. Чтобы получить вторую часть, мы отправимся в страну Геометрия. Но сначала, давайте вспомним, кто здесь живет?
Дети называют геометрические фигуры.
Воспитатель. Верно, молодцы. И сегодня, некоторые фигуры пришли с нами поиграть. Давайте посмотрим, кто же это?
Дети. Геометрические фигуры: 1 большой красный треугольник, 1 маленький красный треугольник, 1 маленький красный квадрат, 4 маленьких синих квадрата.
Воспитатель. По каким признакам мы можем разбить фигуры на группы? (По размеру, по форме, по цвету).
Воспитатель. Разбейте фигуры на группы по размеру. (Один ребенок выполняет задание у доски, а остальные дети работают самостоятельно с раздаточным материалом). Сколько больших фигур?
Дети. 1большая фигура.
Воспитатель. Сколько маленьких фигур?
Дети. 6 маленьких фигур.
Воспитатель. Сколько фигур всего?
Дети. Всего 7 фигур.
Воспитатель. Какое выражение мы можем составить?
Дети.1+6 или 6+1.
Воспитатель. Что мы нашли: целое или часть?
Дети. Целое.
Воспитатель. Расскажите, что получится, если из целого взять первую часть?
Дети. Останется 2 часть: 7-1=6.
Воспитатель. А если из целого взять вторую часть?
Дети. Останется 1 часть: 7-6=1.
Аналогично разбиваем фигуры по форме и цвету и составляем выражения на нахождение целого и частей. Дети работают с раздаточным материалом, а 1 ребенок у доски.
Воспитатель. Ребята, это было сложное задание, но вы все молодцы. Справились с ним. А кто заметил, состав какого числа мы с вами повторили?
Дети. Состав числа 7.
Воспитатель. Конечно, вы большие молодцы и заслужили 2 часть карты. Ну а теперь мы с вами немного отдохнём.
Физкультминутка.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Как пружинки мы присели
И тихонько разом сели.
Воспитатель. Присаживаемся за столы. А сейчас мы сыграем с вами в игру «День-ночь». Внимательно посмотрите на наши фигуры, запомните их. Наступает ночь. Ночью случаются разные чудеса.
Дети закрывают глаза, убираю несколько фигур.
День. Что изменилось на доске?
Дети. Убрали большой красный треугольник и маленький красный квадрат.
Воспитатель. Сколько осталось фигур на доске?
Дети. 5 фигур.
Воспитатель. Разбейте фигуры по цвету и составьте выражение.
Дети. 1+4=5.
Воспитатель. А теперь включаем воображение и наши фигуры превращаются в различные предметы, фрукты, цветы и т.д. Составьте мне задачу по нашей схеме.
Дети составляют задачу. Получают 3 часть карты.
Воспитатель. Молодцы очень хорошо поработали. И последнее задание, которое я вам приготовила – это танграм. Сегодня геометрические фигуры помогали нам составлять и решать примеры, задачи. А еще они могут превращаться в животных и птиц.
Я весёлый белый гусь,
Ничего я не боюсь.
Но вчера упал я с кочки,
Разлетелся на кусочки,
Собирал меня енот-
Получился пароход!
Помогите! Помогите!
Из кусков меня сложите.
Посмотрите внимательно на схему и сделайте такую же.
После выполнения задания дети получают 4 часть карты, складывают все части вместе и находят сюрприз.
Итог занятия.
Мы сегодня с вами хорошо поработали! Какое задание для вас было самым трудным? А какое самым легким? Какое задание вам понравилось больше всего?