Жилкина Анна Александровна
Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период в жизни человека. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем мире. Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре, как важнейшему виду деятельности. Направление деятельности и развитие ребёнка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-развивающая организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит и даже от того, как они расположены. Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового и культурно- эстетического характера. В соответствии с ФГОС предметно-развивающая среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Доступность среды предполагает: доступность для детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность и свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды детской активности. Безопасность предметно-развивающей среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Предметно – развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок мог по своему желанию заниматься тем, чем он хочет.
Педагоги детского сада должны создать условия для возникновения развёртывания игры, для развития общения между детьми в игре, способствовать развитию у детей разных видов игры. Создать условия для развития творческой активности детей, развивать детей в соответствии с их индивидуальными возможностями, способностью к самовыражению, побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций. Учить детей различать настроение, эмоциональные состояния персонажей и людей передавая различны ми игровыми средствами, предоставлять детям право выбора игр и средств. 9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять. Предметно-развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-развивающей среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса.