Школа молодого творческого педагога

Блинова Ирина Игоревна
преподаватель, воспитатель

Задачи:
Помочь адаптироваться учителю в коллективе.
Определить уровень профессиональной подготовки.
Выявить затруднения в педагогической практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе.
Формировать творческую индивидуальность молодого учителя.

Основные направления:
Адаптационная работа
Знакомство со школой, представление молодого учителя коллективу школы на педагогическом совете.
Презентация программы творческой лаборатории молодых учителей.
Закрепление учителя-наставника за молодым специалистом.
Заполнение диагностических карт роста педагогического мастерства.
Анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года)

Организация профессиональной коммуникации
С наставниками - оказание помощи при составлении тематических и поурочных планов, взаимопосещение уроков, совместная подготовка материалов для контрольных работ, анализ и коррекция результатов.
С коллегами по методическому объединению.
С администрацией.

Мотивация самообразовательной деятельности
Определение методической темы.
Курсовая подготовка для молодых специалистов.
Знакомство с педагогическими новинками.
Посещение открытых уроков.
Участие в работе городских семинаров.
Участие в фестивалях, конкурсах.

Психологическая поддержка
Психолог проводит консультации, семинары,
тестирование молодых специалистов.

Памятка для молодого учителя

  1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
  2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
  3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
  4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
  5. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
  6. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
  7. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
  8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
  9. Удерживайтесь от излишних замечаний.
  10. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.
    Рекомендации молодому учителю
    Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
    Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
    Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
    Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
    Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
    Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
    Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
    Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
    Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
    Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
    Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.
    Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
    Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.
    Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
    Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.
    Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
    В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.
    Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.
    Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
    Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.

Памятка для наставника молодого педагога

  1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.
  2. Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.
  3. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методике раскрытия наиболее сложных тем.
  4. Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.
  5. Посещать уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать.
  6. Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.
  7. Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
  8. Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе.
  9. Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.
    Примерная схема календарно-тематического плана

Общие вопросы плана: 1 - дата: 2 - номер урока по теме; 3 - тема урока; 4 - тип урока; 5 - триединая задача урока; 6 - методы обучения; 7 - повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся; 8 - виды контроля знаний и обратной связи; 9 - определение знаний, умений и навыков, формирование которых планируется на уроке.
Частные вопросы, решаемые на уроке: 1 - реализация воспитательного потенциала урока; 2 - осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой; 3 - дидактические средства урока; 4 - самостоятельная работа учащихся на уроке; 5 - методы закрепления пройденного на уроке; 6 - домашнее задание (репродуктивного характера и творческое).

Примерное содержание разделов поурочного плана

Тема урока

  1. Дидактическая цель и задачи урока.
  2. Тип, структура урока.
  3. Общие методы. Приемы работы учеников.
  4. Средства наглядности. Источники информации, ТСО, ЭВТ.

Повторение опорных знаний

  1. Какие ранее изученные понятия, законы надо активировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала.
  2. Самостоятельная работа учащихся (ее объем, смысл).
  3. Способы развития интереса учащихся к теме, к предмету.
  4. Формы контроля над работой класса, отдельных учащихся.

Усвоение новых знаний

  1. Новые понятия, законы и способы усвоения.
  2. Что должны узнать или усвоить ученики. Познавательные учебные задачи.
  3. Самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение).
  4. Проблемные и информационные вопросы.
  5. Варианты решения проблемы.
  6. Варианты закрепления изученного.

Формирование умений и навыков

  1. Конкретные умения и навыки для отработки.
  2. Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений.
  3. Способы «обратной связи».
  4. Фамилии учащихся, которые будут опрошены.

Домашнее задание

  1. Что повторять и приготовить к уроку.
  2. Творческая самостоятельная работа.
  3. Объем и время выполнения домашнего задания (сообщить учащимся).

Основные этапы современного урока
• Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью ученика к уроку;
• проверка домашнего задания (проверка пройденного материала бесполезна, если не имеет отношения к новому материалу);
• проверка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала;
• постановка цели и задач урока перед учащимися;
• организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний - это центральное звено урока;
• первичная проверка понимания нового материала;
• организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу (возможна смена вариантов);
• творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
• обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
• домашнее задание к следующему уроку, в том числе ранее пройденного учебного материала, необходимого для восприятия следующей темы;
• подведение итогов урока, в том числе оценка деятельности учащихся и объявление отметок.

Типология уроков

Классические типы уроков:
1 - вводный;
2 - тренировочный;
3 - контрольный (проверочный);
4 - закрепление знаний, умений, навыков;
5 - урок самостоятельной работы;
6 - с использованием ТСО и ЭВТ;
7 - урок практической работы;
8 - комбинированный урок;
9 - повторительно-обобщающий;
10 - урок повторения;
11 - овладения знаниями, умениями, навыками;

Структура традиционного урока

Структура урока изучения нового материала:
1 - первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
2 - указание на то, что учащиеся должны запомнить;
3 - мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
4 - сообщение, либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
5 - первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
6 - контроль результатов первичного запоминания;
7 - регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
8 - внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
9 - частное включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока формирования умений и навыков:

1 - постановка цели урока,
2 - повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой,
3 - проведение проверочных упражнений,
4 - ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования,
5 - упражнения на их освоение,
6 - упражнения на их закрепление,
7 - тренировочные упражнения по образу и подобию, алгоритму, инструкции,
8 - упражнения на перенос в сходную ситуацию,
9 - упражнения творческого характера,
10 - итог урока,
11 - задание на дом.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:

1 - сообщение учащимися цели предстоящей работы;
2 - воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
3 - выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
4 - проверка выполненных работ;
5 - обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
6 - задание на дом (если это необходимо).

Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:

1 - сообщение темы, цели и задач урока;
2 - показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;
3 - проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;
4 - проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;
5 - проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;
6 - применение учащимися знаний, практические задания;
7 - выполнение комплексных творческих работ;
8 - итоги урока;
9 - домашнее задание.
Структура урока проверки знаний:
1 - организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
2 - постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;
3 - изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
4 - подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
5 - определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.
Структура урока обобщения и систематизации знаний:
1 - сообщение темы, цели и задач урока;
2 - повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;
3 - повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний;
4 - повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.

Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:

1 - организация начала урока;
2 - проверка домашнего задания, постановка цели урока;
3 - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е.
актуализация знаний и практических и умственных умений;
4 - изучение нового материала, в том числе и объяснение;
5 - закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
6 - обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
7 - подведение итогов и результатов урока;
8 - задание на дом;
9 - подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Нетрадиционные типы уроков:
1 - ролевые игры;
2 - исполнение сказочного сюжета;
3 - урок фантазирования;
4 - деловая игра;
5 - круглый стол или конференция;
6 - пресс-конференция;
7 - урок открытых мыслей;
8 - урок-соревнование;
9 - урок-КВН;
10 - викторина;
11 - следствие ведут знатоки;
12 - аукцион знаний;
13 - урок-диспут;
14 - урок-турнир;
15 - урок-эврика;
16 - волшебный конверт;
17 - межпредметный интегрированный урок;
18 - урок-конкурс;
19 - урок творчества;
20 - математический хоккей;
21 - урок-спектакль;
22 - смотр знаний;
23 - урок-игра;
24 - урок-зачет;
25 - урок-путешествие;
26 - урок-состязание;
27 - урок взаимообучения;
28 - урок-восхождение;
29 - урок-диалог;
30 - мозговая атака;
31 - урок-брифинг;
32 - актуальное интервью;
33 - имитационно-ролевое моделирование;
34 - моделирование мышления учащихся;
35 - ролевая деловая игра;
36 - урок-лекция:

1) проблемная;
2) лекция;
3) лекция вдвоем;
4) лекция-пресс-конференция;
5) лекция-консультация;
6) лекция-провокация;
7) лекция-диалог.

Работа над ошибками
Эффективность работы над ошибками зависит от:
• систематичности ее проведения;
• от разнообразия видов упражнений
• от активности учащихся в процессе самостоятельной деятельности
• от наличия индивидуального подхода к каждому ученику.
Работа над ошибками предусматривает следующие этапы:

  1. исправление ошибок с учетом способности школьников к самостоятельной деятельности и уровня усвоения правила;
  2. анализ ошибочных написаний, выделение группы ошибок, типичных для класса и каждого ученика;
  3. организация специального урока работы над ошибками.
    План урока работы над ошибками:
  4. Сообщение о результатах письменной работы.
  5. Коллективный анализ типичных ошибок класса.
  6. Выполнение упражнений на закрепление слабо усвоенных правил.
  7. Самостоятельная работа над ошибками.
  8. Задание на дом.
  9. Подведение итогов урока.
    Методический глоссарий
    Термин
    Определение
    Урок
    Вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, методы и средства обучения.
    Цель
    Заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока.
    Содержание учебного материала (СУМ)
    Фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению учащимися; материальная основа урока, на базе которой осуществляется вся учебная деятельность учеников.
    Метод обучения
    Вид деятельности учителя и ученика, обеспечивающий формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.
    Методический прием
    Деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений.
    Форма организации познавательной деятельности (ФОПД)
    Целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выборов звеньев учебной работы и режимом – временным и пространственным.
    Фронтальная ФОПД
    Одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи.
    Групповая ФОПД
    Выполнение познавательной задачи определенной группой учащихся.
    Коллективная ФОПД
    Общение учащихся в процессе обучения и динамических парах и парах сменного состава.
    Структура урока
    Совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Программа модернизации образования определяет в качестве приоритетного компетентностный подход, основные терминологические позиции которого приведены в таблице:
Термин
Определение
Компетентностный подход
Совокупность общих принципов определения общих целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Общие принципы заключаются в следующих положениях:
Смысл (цель) образования состоит в развитии у обучаемых способности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт учащихся.
Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных мировоззренческих, нравственных и иных проблем.
Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.
Компетенция
Круг вопросов, в которых данное лицо (учащийся) обладает познаниями, опытом (иначе говоря, единицы учебной программы, составляющие как бы анатомию компетентности).
Ключевые компетенции
Совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащегося по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностного и социально-значимой продуктивной деятельности.
Ценностно-смысловая компетенция
Относится к сфере мировоззрения. Связана с ценностными ориентирами учащегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих поступков и действий, принимать решения.
Общекультурная компетенция
Круг вопросов национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных и общественных явлений и традиций.
Учебно-познавательная компетенция
Совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, владение способами деятельности.
Информационная компетенция
Умение пользоваться различными источниками информации и ориентироваться в информационном пространстве.
Коммуникативная компетенция
Знание способов социального взаимодействия, навыки работы в группе.
Социально-трудовая компетенция
Владение опытом в сферах гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности, в сфере профессионального самоопределения.
Компендиум личностного совершенствования
Освоение способов физического, духовного и интеллектуального развития, формирование психологической грамотности.
Компетентность
Способность действовать в ситуации неопределенности. Комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций.

Тема
Краткий обзор рассматриваемых вопросов
Дата
1
Знакомство с учителем. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации.
Изучение «Закона об образовании», документов Министерства образования, локальных актов школы, включающих в себя положения о заполнении, ведении и проверке классных журналов, тетрадей и дневников учащихся; положение о предметном кружке, факультативе, курсе по выбору; положение о дежурном классе и дежурном учителе, документы НОТ (См. Приложение 6, 7, 8).
Составление календарно-тематического планирования (См. Приложение 9).
Диагностика умений и навыков молодого учителя (См. Приложение 10),
Заполнение информационной карточки (См. Приложение 11), листа карьеры молодого учителя (См. Приложение 12).
сентябрь
2
Современный урок. Требования к организации.
Консультация, на которой рассматриваются типы и формы уроков, факторы, влияющие на качество преподавания.
Молодым учителям предлагается типологический словарь уроков (См. Приложение 14), проводится подробный анализ типов и структуры уроков в соответствии с классификацией по основной дидактической задаче (См. Приложение 15), предлагаются вопросы для самоконтроля, а также рассматривается примерная схема тематического плана урока (См. Приложение 16).
ноябрь
3
Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля.
Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика. Критерии и показатели качества обучения в учреждениях, обеспечивающих получение среднего образования (См. Приложение 17).
Нормы оценивания по десятибалльной шкале оценки учебной деятельности.
Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала.
Организация мониторинговых исследований: при обсуждении данной темы молодым учителям предлагаются образцы составления обобщающих таблиц, отслеживающих результаты учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя, предлагаются способы определения рейтинга учебных достижений учащихся и выявления степени обученности учащихся предлагается бланк анализа проведённых контрольных работ и мониторинговых исследований (См. Приложение 18,19).
Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.
Декабрь
4
Эмоциональная устойчивость учителя. Функция общения на уроке.
Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический).
Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее). Приоритет организующего воздействия у педагогов с высоким профессиональным уровнем.
проблемы, с которыми сталкиваются педагоги (по личным отчетам учителей) (См. Приложение 22)
февраль
5
Самообразование учителя – лучшее обучение.
Выбор методической темы. Молодым учителям предлагаются примерные темы по самообразованию, проводится анализ того, как спланировать работу над методической темой на год: даётся схема плана работы над методической темой и примерные индивидуальные методические, педагогические, психологические темы (См. Приложение 23,24).
апрель
6
Бенефис молодого учителя.
Организуется проведение творческого отчётного вечера-концерта, на котором молодые учителя представляют себя не только как молодых педагогов, но и как увлечённых, инициативных молодых людей со своими интересами, талантами.
Творческий отчет учителя
Май

2 год работы Школы молодого учителя

Тема
Краткий обзор рассматриваемых вопросов
Дата
1
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации
Изучаются документы: проводится анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года.
Сентябрь
2
Классное руководство. Составление характеристики класса с учётом возрастных особенностей учащихся.
Моделирование воспитательной системы класса (диагностическое исследование класса, проектирование целей, деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса).
Проводится ознакомление с планами работы лучших классных руководителей школы. Предлагается структура плана воспитательной работы классного руководителя.
Изучаются основы составления психолого-педагогической характеристики класса и учащегося. Даётся опора для составления психолого-педагогической характеристики класса, учащегося. Классный час как урок взаимопонимания.
Ноябрь
3
Основы целеполагания урока. Самоанализ урока.
Методика целеполагания. Триединая дидактическая цель.
Основы самоанализа урока. Программа самонаблюдения и самоанализ урока.
Самоанализ по качеству цели и задач урока.
Десять вопросов молодого учителя при использовании информационных или инновационных технологий. Памятка для проведения самоанализа урока.
Образцы самоанализа урока. Сравнительный анализ и самоанализа урока
январь
4
Анализ урока.

Триединая дидактическая цель. Основы анализа урока.
Памятки для проведения анализа урока. Советы молодому учителю по подготовке урока(См.
Совместный анализ урока учителем и завучем – эффективный способ внутришкольного повышения квалификации
март
5
Методическая выставка достижений молодого учителя.
Уровень профессионализма молодого учителя (заполнение карты учительских достоинств), систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности. Молодой учитель глазами наставника.
Май
3 год работы Школы молодого учителя


Тема
Краткий обзор рассматриваемых вопросов
Дата
1
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации
Изучаются документы: проводится анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года.
Сентябрь
2
Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников.
Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников. Портфолио аттестуемого.
Ноябрь
3
Нестандартные формы урока.
Использование информационных технологий.
Система нестандартных уроков, нестандартные уроки в планах методической работы, карты экспертной оценки проведения нестандартных уроков.
Информационные технологии в учебной деятельности. Создание программного продукта.
Декабрь
4
Внеклассная работа по предмету. Вовлечение молодых специалистов в научно-исследовательскую деятельность. Методика работы с одарёнными детьми.
Разнообразие методов и форм внеклассной работы по предмету.
Система работы с одаренными детьми.
Определение «одарённые дети», «высокомотивированные дети». Качества педагогов, необходимые для работы с одарёнными детьми. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся.
Научно-исследовательская деятельность молодых педагогов.
Февраль
5
Профильное обучение. Профориентация.
Модель выпускника школы. Социальный заказ общества.
Апрель
6
Успешность педагогической деятельности.
«Наказ бывшего стажёра».
Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других».
Портфолио молодого учителя
Анализ карьерных перспектив молодого учителя.
Чему наставник научился у молодого учителя?
Май

В рамках программы заседания проводятся в активной форме, для молодых учителей готовятся методические разработки, памятки

Прием работ ведется круглосуточно. Электронный адрес администрации сайта admin@vospitatel-ru.ru

Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта. При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна

Воспитатель-ру 2017 © Все права защищены.