Блинова Ирина Игоревна
преподаватель, воспитатель
Задачи:
Помочь адаптироваться учителю в коллективе.
Определить уровень профессиональной подготовки.
Выявить затруднения в педагогической практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе.
Формировать творческую индивидуальность молодого учителя.
Основные направления:
Адаптационная работа
Знакомство со школой, представление молодого учителя коллективу школы на педагогическом совете.
Презентация программы творческой лаборатории молодых учителей.
Закрепление учителя-наставника за молодым специалистом.
Заполнение диагностических карт роста педагогического мастерства.
Анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года)
Организация профессиональной коммуникации
С наставниками - оказание помощи при составлении тематических и поурочных планов, взаимопосещение уроков, совместная подготовка материалов для контрольных работ, анализ и коррекция результатов.
С коллегами по методическому объединению.
С администрацией.
Мотивация самообразовательной деятельности
Определение методической темы.
Курсовая подготовка для молодых специалистов.
Знакомство с педагогическими новинками.
Посещение открытых уроков.
Участие в работе городских семинаров.
Участие в фестивалях, конкурсах.
Психологическая поддержка
Психолог проводит консультации, семинары,
тестирование молодых специалистов.
Памятка для молодого учителя
- Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
- Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
- Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
- Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
- Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
- Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
- Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
- Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
- Удерживайтесь от излишних замечаний.
- При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.
Рекомендации молодому учителю
Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.
Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.
Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.
Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.
Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.
Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.
Памятка для наставника молодого педагога
- Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.
- Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.
- Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методике раскрытия наиболее сложных тем.
- Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.
- Посещать уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать.
- Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.
- Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
- Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе.
- Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.
Примерная схема календарно-тематического плана
Общие вопросы плана: 1 - дата: 2 - номер урока по теме; 3 - тема урока; 4 - тип урока; 5 - триединая задача урока; 6 - методы обучения; 7 - повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся; 8 - виды контроля знаний и обратной связи; 9 - определение знаний, умений и навыков, формирование которых планируется на уроке.
Частные вопросы, решаемые на уроке: 1 - реализация воспитательного потенциала урока; 2 - осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой; 3 - дидактические средства урока; 4 - самостоятельная работа учащихся на уроке; 5 - методы закрепления пройденного на уроке; 6 - домашнее задание (репродуктивного характера и творческое).
Примерное содержание разделов поурочного плана
Тема урока
- Дидактическая цель и задачи урока.
- Тип, структура урока.
- Общие методы. Приемы работы учеников.
- Средства наглядности. Источники информации, ТСО, ЭВТ.
Повторение опорных знаний
- Какие ранее изученные понятия, законы надо активировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала.
- Самостоятельная работа учащихся (ее объем, смысл).
- Способы развития интереса учащихся к теме, к предмету.
- Формы контроля над работой класса, отдельных учащихся.
Усвоение новых знаний
- Новые понятия, законы и способы усвоения.
- Что должны узнать или усвоить ученики. Познавательные учебные задачи.
- Самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение).
- Проблемные и информационные вопросы.
- Варианты решения проблемы.
- Варианты закрепления изученного.
Формирование умений и навыков
- Конкретные умения и навыки для отработки.
- Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений.
- Способы «обратной связи».
- Фамилии учащихся, которые будут опрошены.
Домашнее задание
- Что повторять и приготовить к уроку.
- Творческая самостоятельная работа.
- Объем и время выполнения домашнего задания (сообщить учащимся).
Основные этапы современного урока
• Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью ученика к уроку;
• проверка домашнего задания (проверка пройденного материала бесполезна, если не имеет отношения к новому материалу);
• проверка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала;
• постановка цели и задач урока перед учащимися;
• организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний - это центральное звено урока;
• первичная проверка понимания нового материала;
• организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу (возможна смена вариантов);
• творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
• обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
• домашнее задание к следующему уроку, в том числе ранее пройденного учебного материала, необходимого для восприятия следующей темы;
• подведение итогов урока, в том числе оценка деятельности учащихся и объявление отметок.
Типология уроков
Классические типы уроков:
1 - вводный;
2 - тренировочный;
3 - контрольный (проверочный);
4 - закрепление знаний, умений, навыков;
5 - урок самостоятельной работы;
6 - с использованием ТСО и ЭВТ;
7 - урок практической работы;
8 - комбинированный урок;
9 - повторительно-обобщающий;
10 - урок повторения;
11 - овладения знаниями, умениями, навыками;
Структура традиционного урока
Структура урока изучения нового материала:
1 - первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
2 - указание на то, что учащиеся должны запомнить;
3 - мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
4 - сообщение, либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
5 - первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
6 - контроль результатов первичного запоминания;
7 - регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
8 - внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
9 - частное включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Структура урока формирования умений и навыков:
1 - постановка цели урока,
2 - повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой,
3 - проведение проверочных упражнений,
4 - ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования,
5 - упражнения на их освоение,
6 - упражнения на их закрепление,
7 - тренировочные упражнения по образу и подобию, алгоритму, инструкции,
8 - упражнения на перенос в сходную ситуацию,
9 - упражнения творческого характера,
10 - итог урока,
11 - задание на дом.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:
1 - сообщение учащимися цели предстоящей работы;
2 - воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
3 - выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
4 - проверка выполненных работ;
5 - обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
6 - задание на дом (если это необходимо).
Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:
1 - сообщение темы, цели и задач урока;
2 - показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;
3 - проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;
4 - проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;
5 - проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;
6 - применение учащимися знаний, практические задания;
7 - выполнение комплексных творческих работ;
8 - итоги урока;
9 - домашнее задание.
Структура урока проверки знаний:
1 - организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
2 - постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;
3 - изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
4 - подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
5 - определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.
Структура урока обобщения и систематизации знаний:
1 - сообщение темы, цели и задач урока;
2 - повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;
3 - повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний;
4 - повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.
Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:
1 - организация начала урока;
2 - проверка домашнего задания, постановка цели урока;
3 - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е.
актуализация знаний и практических и умственных умений;
4 - изучение нового материала, в том числе и объяснение;
5 - закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
6 - обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
7 - подведение итогов и результатов урока;
8 - задание на дом;
9 - подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
Нетрадиционные типы уроков:
1 - ролевые игры;
2 - исполнение сказочного сюжета;
3 - урок фантазирования;
4 - деловая игра;
5 - круглый стол или конференция;
6 - пресс-конференция;
7 - урок открытых мыслей;
8 - урок-соревнование;
9 - урок-КВН;
10 - викторина;
11 - следствие ведут знатоки;
12 - аукцион знаний;
13 - урок-диспут;
14 - урок-турнир;
15 - урок-эврика;
16 - волшебный конверт;
17 - межпредметный интегрированный урок;
18 - урок-конкурс;
19 - урок творчества;
20 - математический хоккей;
21 - урок-спектакль;
22 - смотр знаний;
23 - урок-игра;
24 - урок-зачет;
25 - урок-путешествие;
26 - урок-состязание;
27 - урок взаимообучения;
28 - урок-восхождение;
29 - урок-диалог;
30 - мозговая атака;
31 - урок-брифинг;
32 - актуальное интервью;
33 - имитационно-ролевое моделирование;
34 - моделирование мышления учащихся;
35 - ролевая деловая игра;
36 - урок-лекция:
1) проблемная;
2) лекция;
3) лекция вдвоем;
4) лекция-пресс-конференция;
5) лекция-консультация;
6) лекция-провокация;
7) лекция-диалог.
Работа над ошибками
Эффективность работы над ошибками зависит от:
• систематичности ее проведения;
• от разнообразия видов упражнений
• от активности учащихся в процессе самостоятельной деятельности
• от наличия индивидуального подхода к каждому ученику.
Работа над ошибками предусматривает следующие этапы:
- исправление ошибок с учетом способности школьников к самостоятельной деятельности и уровня усвоения правила;
- анализ ошибочных написаний, выделение группы ошибок, типичных для класса и каждого ученика;
- организация специального урока работы над ошибками.
План урока работы над ошибками: - Сообщение о результатах письменной работы.
- Коллективный анализ типичных ошибок класса.
- Выполнение упражнений на закрепление слабо усвоенных правил.
- Самостоятельная работа над ошибками.
- Задание на дом.
- Подведение итогов урока.
Методический глоссарий
Термин
Определение
Урок
Вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, методы и средства обучения.
Цель
Заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока.
Содержание учебного материала (СУМ)
Фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению учащимися; материальная основа урока, на базе которой осуществляется вся учебная деятельность учеников.
Метод обучения
Вид деятельности учителя и ученика, обеспечивающий формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.
Методический прием
Деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений.
Форма организации познавательной деятельности (ФОПД)
Целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выборов звеньев учебной работы и режимом – временным и пространственным.
Фронтальная ФОПД
Одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи.
Групповая ФОПД
Выполнение познавательной задачи определенной группой учащихся.
Коллективная ФОПД
Общение учащихся в процессе обучения и динамических парах и парах сменного состава.
Структура урока
Совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Программа модернизации образования определяет в качестве приоритетного компетентностный подход, основные терминологические позиции которого приведены в таблице:
Термин
Определение
Компетентностный подход
Совокупность общих принципов определения общих целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Общие принципы заключаются в следующих положениях:
Смысл (цель) образования состоит в развитии у обучаемых способности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт учащихся.
Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных мировоззренческих, нравственных и иных проблем.
Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.
Компетенция
Круг вопросов, в которых данное лицо (учащийся) обладает познаниями, опытом (иначе говоря, единицы учебной программы, составляющие как бы анатомию компетентности).
Ключевые компетенции
Совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащегося по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностного и социально-значимой продуктивной деятельности.
Ценностно-смысловая компетенция
Относится к сфере мировоззрения. Связана с ценностными ориентирами учащегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих поступков и действий, принимать решения.
Общекультурная компетенция
Круг вопросов национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных и общественных явлений и традиций.
Учебно-познавательная компетенция
Совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, владение способами деятельности.
Информационная компетенция
Умение пользоваться различными источниками информации и ориентироваться в информационном пространстве.
Коммуникативная компетенция
Знание способов социального взаимодействия, навыки работы в группе.
Социально-трудовая компетенция
Владение опытом в сферах гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности, в сфере профессионального самоопределения.
Компендиум личностного совершенствования
Освоение способов физического, духовного и интеллектуального развития, формирование психологической грамотности.
Компетентность
Способность действовать в ситуации неопределенности. Комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций.
№
Тема
Краткий обзор рассматриваемых вопросов
Дата
1
Знакомство с учителем. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации.
Изучение «Закона об образовании», документов Министерства образования, локальных актов школы, включающих в себя положения о заполнении, ведении и проверке классных журналов, тетрадей и дневников учащихся; положение о предметном кружке, факультативе, курсе по выбору; положение о дежурном классе и дежурном учителе, документы НОТ (См. Приложение 6, 7, 8).
Составление календарно-тематического планирования (См. Приложение 9).
Диагностика умений и навыков молодого учителя (См. Приложение 10),
Заполнение информационной карточки (См. Приложение 11), листа карьеры молодого учителя (См. Приложение 12).
сентябрь
2
Современный урок. Требования к организации.
Консультация, на которой рассматриваются типы и формы уроков, факторы, влияющие на качество преподавания.
Молодым учителям предлагается типологический словарь уроков (См. Приложение 14), проводится подробный анализ типов и структуры уроков в соответствии с классификацией по основной дидактической задаче (См. Приложение 15), предлагаются вопросы для самоконтроля, а также рассматривается примерная схема тематического плана урока (См. Приложение 16).
ноябрь
3
Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля.
Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика. Критерии и показатели качества обучения в учреждениях, обеспечивающих получение среднего образования (См. Приложение 17).
Нормы оценивания по десятибалльной шкале оценки учебной деятельности.
Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала.
Организация мониторинговых исследований: при обсуждении данной темы молодым учителям предлагаются образцы составления обобщающих таблиц, отслеживающих результаты учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя, предлагаются способы определения рейтинга учебных достижений учащихся и выявления степени обученности учащихся предлагается бланк анализа проведённых контрольных работ и мониторинговых исследований (См. Приложение 18,19).
Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.
Декабрь
4
Эмоциональная устойчивость учителя. Функция общения на уроке.
Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический).
Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее). Приоритет организующего воздействия у педагогов с высоким профессиональным уровнем.
проблемы, с которыми сталкиваются педагоги (по личным отчетам учителей) (См. Приложение 22)
февраль
5
Самообразование учителя – лучшее обучение.
Выбор методической темы. Молодым учителям предлагаются примерные темы по самообразованию, проводится анализ того, как спланировать работу над методической темой на год: даётся схема плана работы над методической темой и примерные индивидуальные методические, педагогические, психологические темы (См. Приложение 23,24).
апрель
6
Бенефис молодого учителя.
Организуется проведение творческого отчётного вечера-концерта, на котором молодые учителя представляют себя не только как молодых педагогов, но и как увлечённых, инициативных молодых людей со своими интересами, талантами.
Творческий отчет учителя
Май
2 год работы Школы молодого учителя
№
Тема
Краткий обзор рассматриваемых вопросов
Дата
1
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации
Изучаются документы: проводится анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года.
Сентябрь
2
Классное руководство. Составление характеристики класса с учётом возрастных особенностей учащихся.
Моделирование воспитательной системы класса (диагностическое исследование класса, проектирование целей, деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса).
Проводится ознакомление с планами работы лучших классных руководителей школы. Предлагается структура плана воспитательной работы классного руководителя.
Изучаются основы составления психолого-педагогической характеристики класса и учащегося. Даётся опора для составления психолого-педагогической характеристики класса, учащегося. Классный час как урок взаимопонимания.
Ноябрь
3
Основы целеполагания урока. Самоанализ урока.
Методика целеполагания. Триединая дидактическая цель.
Основы самоанализа урока. Программа самонаблюдения и самоанализ урока.
Самоанализ по качеству цели и задач урока.
Десять вопросов молодого учителя при использовании информационных или инновационных технологий. Памятка для проведения самоанализа урока.
Образцы самоанализа урока. Сравнительный анализ и самоанализа урока
январь
4
Анализ урока.
Триединая дидактическая цель. Основы анализа урока.
Памятки для проведения анализа урока. Советы молодому учителю по подготовке урока(См.
Совместный анализ урока учителем и завучем – эффективный способ внутришкольного повышения квалификации
март
5
Методическая выставка достижений молодого учителя.
Уровень профессионализма молодого учителя (заполнение карты учительских достоинств), систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности. Молодой учитель глазами наставника.
Май
3 год работы Школы молодого учителя
№
Тема
Краткий обзор рассматриваемых вопросов
Дата
1
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации
Изучаются документы: проводится анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года.
Сентябрь
2
Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников.
Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников. Портфолио аттестуемого.
Ноябрь
3
Нестандартные формы урока.
Использование информационных технологий.
Система нестандартных уроков, нестандартные уроки в планах методической работы, карты экспертной оценки проведения нестандартных уроков.
Информационные технологии в учебной деятельности. Создание программного продукта.
Декабрь
4
Внеклассная работа по предмету. Вовлечение молодых специалистов в научно-исследовательскую деятельность. Методика работы с одарёнными детьми.
Разнообразие методов и форм внеклассной работы по предмету.
Система работы с одаренными детьми.
Определение «одарённые дети», «высокомотивированные дети». Качества педагогов, необходимые для работы с одарёнными детьми. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся.
Научно-исследовательская деятельность молодых педагогов.
Февраль
5
Профильное обучение. Профориентация.
Модель выпускника школы. Социальный заказ общества.
Апрель
6
Успешность педагогической деятельности.
«Наказ бывшего стажёра».
Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других».
Портфолио молодого учителя
Анализ карьерных перспектив молодого учителя.
Чему наставник научился у молодого учителя?
Май
В рамках программы заседания проводятся в активной форме, для молодых учителей готовятся методические разработки, памятки