Рабочая программа «Мое удивительное тело»

 Составитель: воспитатель
Савостьянова Светлана Николаевна

Актуальность темы

 «Нет задачи важнее и
вместе с тем сложнее, чем
вырастить здорового человека»

Здоровье современного человека, незнание элементарных основ его биологии, вредные привычки и экологическое состояние окружающей среды вызывают тревогу во всем мире, что заставляет ставить перед образованием и воспитанием молодого поколения вопрос о важности привития детям с раннего возраста правильного отношения к своему организму, формирование элементарных представлений о его биологии, зависимости здоровья человека от природной и социальной среды, формирование негативного отношения к «вредным» привычкам. В связи с этим в дополнительном образовании и воспитании дошкольников, предлагается реализовать программу дополнительного образования: «Мое удивительное тело».

Актуальность программы обусловлена необходимостью расширить и обогатить кругозор детей о представлении строения тела человека.

Новизна программы заключается в том, что это, прежде всего, локальный курс. Считается целесообразным привлечь внимание дошкольников к своему собственному организму. Плавный подход курса проводится через систему органов ребенка к его целому организму, воспринимающему окружающий мир всеми органами чувств. Анатомия и физиология ребенка представляется центральным ядром, посредством которого осуществляется связь с окружающей средой.

Программа направлена на формирование более глубоких представлений детей дошкольного возраста о своем организме, также для работы воспитателей в качестве методической разработки по воспитанию дошкольников. В основу программы положены принципы доступности и наглядность.

Основной целью программы является знакомство детей с основными особенностями строения и функциями их собственного организма, формирование представлений о взаимосвязи всех систем органов между собой и окружающей средой – живой и неживой природой, а также с социальным окружением и нашим поведением в нем.

Задачи программы:

1. Образовательные:

— формировать у ребенка представления о назначении частей тела и организма (строение тела человека, система органов человека, органы чувств, двигательная система, кожа)

— формировать осознанное восприятие ребенком значения культурно-гигиенических навыков (продолжать обучать навыкам личной гигиены);

-необходимости систематических занятий физической культурой, интеллектуальным развитием;

— формировать представления о травматизме, вредных привычках, загрязнении окружающей среды (передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства).

2. Воспитательные:

— осознать последствия неправильного отношения к своему здоровью

-привить уважительное отношение к своему собственному организму, к здоровью других людей.

— воспитывать потребность быть здоровым, сохранять и укреплять здоровье

3. Развивающие:

— развивать познавательные способности, основы для успешного обучения

— развивать положительный эмоциональный настрой

— расширять словарный запас.

Сроки реализации: программа рассчитана на 4 года обучения. Возраст детей 3-6 лет. Количество занятий в месяц-1, время занятия в старшей группе — 20-25 мин.

Ожидаемый результат:

— дети получат знания о строении тела человека и его органов, что в дальнейшем повысит мотивацию детей к изучению биологии и природоведению.

— полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье (дети получат знания о правилах гигиены и ухода за своим телом)

-воспитанники смогут оценивать состояние своего здоровья с точки зрения своего поведения в окружающей среде или своего неправильного отношения к гигиене своего организма (дети познакомятся с опасными факторами риска для здоровья и жизни человека).

           По форме реализации: групповая форма  – проходит в виде бесед, наблюдений, чтений произведений, подвижных и сюжетно-ролевых игр, а также преобладают игровые методы обучения, путешествия реализуется по анатомическим таблицам, и игры направленные на развитие органов чувств. Кроме того,  используются мультимедийные презентации для эмоционального и  познавательного развития детей.

Тематическое планирование по теме «Моё удивительное тело»

Вторая младшая группа

МесяцМатериал
Сентябрь  «Здоровый образ жизни»  Беседа 1 «Детям о чистоте и здоровье»
Октябрь «Знакомимся со своим телом»  Конспект занятия 2. «Знакомство с организмом человека»
Ноябрь «Что такое болезнь»  Конспект занятия 3 «Откуда берутся болезни»
Декабрь «Мои эмоции»  Беседа 4 «Мои эмоции»
Январь Тема: «Витамины и их роль в жизни человека»Конспект занятия 5 «Витамины и полезные продукты»
Февраль «Закаливание»  Конспект занятия 6 «Закаляйся, если хочешь быть здоров»
Март «Врачи- наши помощники»  Конспект 7 «Врачи -наши помощники»
Апрель «Здоровое питание»Беседа 8 «Здоровое питание»
Май  «Экология и здоровье»»  Беседа 9 «Береги природу»

Средняя группа

МесяцМатериал
Сентябрь «Общий обзор строения человека»Конспект №1 «Части тела»  
Октябрь «Внутреннее строение человека»Конспект №2 «Внутреннее строение человека»
Ноябрь «Органы чувств»Конспект №3 «Органы чувств человека»
Декабрь «Полезные и вредные продукты»Конспект №4 «Полезные и вредные продукты»
Январь «Дыхательная система»Конспект №5 «Дыхание»
Февраль «Строение кожи»Конспект №6 «Наша кожа»
Март «Пищеварительная система»Конспект №7 «Пищеварительная система»
Апрель «Строение ротовой полости»Конспект №8 «Строение ротовой полости»
Май «Закаливание и спорт»Конспект №9 «Закаливание и спорт»

Старшая группа

МесяцМатериал
Сентябрь «Общий обзор строения человека»Конспект занятия №1 «Человек и части его тела»  
Октябрь «Внутреннее строение тела человека»«Конспект занятия №2 «Внутреннее строение тела человека»  
Ноябрь. Полезные и вредные продуктыКонспект занятия №3 «Еда полезная и вредная»  
Декабрь — «Органы чувств»Конспект занятия №4 «Наши помощники органы чувств»
Январь – Пищеварительная системаКонспект занятия №5 «Пищеварительная система человека» с ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ
Февраль – «Скелет и мышцы человека»Конспект №6 «Скелет и мышцы человека»  
Март – «Наша кожа»Конспект занятия №7 «Кожа человека и ее здоровье»  
Апрель – «Строение ротовой полости»Конспект занятия №8 «Мой домик-ротик»
Май — «Физкультура и здоровье»Конспект 9 «Здоровье»

Подготовительная группа

МесяцМатериал
СентябрьБеседа 1. «Полезные и вредные привычки»
ОктябрьБеседа 2 «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит»  
Ноябрь  Конспект занятия 3 «Зачем человеку нужен скелет?»
ДекабрьКонспект занятия 4 «Мышцы человека»
Январь  Конспект занятия 5. «Для чего нужна кровь?»
Февраль  Конспект занятия 6. «Чем мы дышим»
МартКонспект занятия 8. «Глаза-наши помощники»
АпрельБеседа  «Чистота залог здоровья»»

Список использованной литературы

  1. А.И. Иванова “Естественно-научные эксперименты и исследования в детском саду. Человек”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2004 год.
  2. С.Е. Шукшина “Я и моё тело”, Москва, издательство “Школьная пресса”, 2004 год.
  3. А. Барилле “Тело человека”, № 25, 2007 год.
  4. П. Бронштейн “Ты и твоё тело”, Москва, РОСМЭН, 2007 год.
  5. С. Булацкий “Тело человека” (энциклопедия), Минск, “ЮНИОН”, 2007 год.
  6. М. Лукьянов “Моя первая книга о человеке”, Москва, ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007 год.
  7. Т.А. Алексеева, Р.Г. Апресян “365 рассказов о человеке” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.
  8. А. Клейборн “Человек” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.
  9. Э. Прати “Тело человека” (энциклопедия), Москва, “Махаон”, 2006 год.
  10. Л.В. Белкина “Адаптация детей раннего возраста в ДОУ”.
  11. Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова “Как сохранить и укрепить здоровье детей”, Гуманитарный издательский центр “Владос”, Москва, 2004 год.
  12. В.А. Доскина, Л.Г. Голубева “Растём здоровыми”, Москва, Просвещение, 2006 год.
  13. Л. Бобарыкина, Н. Шумилова, программа “Доктор Неболит” (интернет-ресурс).

Прием работ ведется круглосуточно. Электронный адрес администрации сайта admin@vospitatel-ru.ru

Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта. При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна

Воспитатель-ру 2017 © Все права защищены.