Составитель: воспитатель
Савостьянова Светлана Николаевна
Актуальность темы
«Нет задачи важнее и
вместе с тем сложнее, чем
вырастить здорового человека»
Здоровье современного человека, незнание элементарных основ его биологии, вредные привычки и экологическое состояние окружающей среды вызывают тревогу во всем мире, что заставляет ставить перед образованием и воспитанием молодого поколения вопрос о важности привития детям с раннего возраста правильного отношения к своему организму, формирование элементарных представлений о его биологии, зависимости здоровья человека от природной и социальной среды, формирование негативного отношения к «вредным» привычкам. В связи с этим в дополнительном образовании и воспитании дошкольников, предлагается реализовать программу дополнительного образования: «Мое удивительное тело».
Актуальность программы обусловлена необходимостью расширить и обогатить кругозор детей о представлении строения тела человека.
Новизна программы заключается в том, что это, прежде всего, локальный курс. Считается целесообразным привлечь внимание дошкольников к своему собственному организму. Плавный подход курса проводится через систему органов ребенка к его целому организму, воспринимающему окружающий мир всеми органами чувств. Анатомия и физиология ребенка представляется центральным ядром, посредством которого осуществляется связь с окружающей средой.
Программа направлена на формирование более глубоких представлений детей дошкольного возраста о своем организме, также для работы воспитателей в качестве методической разработки по воспитанию дошкольников. В основу программы положены принципы доступности и наглядность.
Основной целью программы является знакомство детей с основными особенностями строения и функциями их собственного организма, формирование представлений о взаимосвязи всех систем органов между собой и окружающей средой – живой и неживой природой, а также с социальным окружением и нашим поведением в нем.
Задачи программы:
1. Образовательные:
— формировать у ребенка представления о назначении частей тела и организма (строение тела человека, система органов человека, органы чувств, двигательная система, кожа)
— формировать осознанное восприятие ребенком значения культурно-гигиенических навыков (продолжать обучать навыкам личной гигиены);
-необходимости систематических занятий физической культурой, интеллектуальным развитием;
— формировать представления о травматизме, вредных привычках, загрязнении окружающей среды (передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства).
2. Воспитательные:
— осознать последствия неправильного отношения к своему здоровью
-привить уважительное отношение к своему собственному организму, к здоровью других людей.
— воспитывать потребность быть здоровым, сохранять и укреплять здоровье
3. Развивающие:
— развивать познавательные способности, основы для успешного обучения
— развивать положительный эмоциональный настрой
— расширять словарный запас.
Сроки реализации: программа рассчитана на 4 года обучения. Возраст детей 3-6 лет. Количество занятий в месяц-1, время занятия в старшей группе — 20-25 мин.
Ожидаемый результат:
— дети получат знания о строении тела человека и его органов, что в дальнейшем повысит мотивацию детей к изучению биологии и природоведению.
— полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье (дети получат знания о правилах гигиены и ухода за своим телом)
-воспитанники смогут оценивать состояние своего здоровья с точки зрения своего поведения в окружающей среде или своего неправильного отношения к гигиене своего организма (дети познакомятся с опасными факторами риска для здоровья и жизни человека).
По форме реализации: групповая форма – проходит в виде бесед, наблюдений, чтений произведений, подвижных и сюжетно-ролевых игр, а также преобладают игровые методы обучения, путешествия реализуется по анатомическим таблицам, и игры направленные на развитие органов чувств. Кроме того, используются мультимедийные презентации для эмоционального и познавательного развития детей.
Тематическое планирование по теме «Моё удивительное тело»
Вторая младшая группа
Месяц | Материал |
Сентябрь «Здоровый образ жизни» | Беседа 1 «Детям о чистоте и здоровье» |
Октябрь «Знакомимся со своим телом» | Конспект занятия 2. «Знакомство с организмом человека» |
Ноябрь «Что такое болезнь» | Конспект занятия 3 «Откуда берутся болезни» |
Декабрь «Мои эмоции» | Беседа 4 «Мои эмоции» |
Январь Тема: «Витамины и их роль в жизни человека» | Конспект занятия 5 «Витамины и полезные продукты» |
Февраль «Закаливание» | Конспект занятия 6 «Закаляйся, если хочешь быть здоров» |
Март «Врачи- наши помощники» | Конспект 7 «Врачи -наши помощники» |
Апрель «Здоровое питание» | Беседа 8 «Здоровое питание» |
Май «Экология и здоровье»» | Беседа 9 «Береги природу» |
Средняя группа
Месяц | Материал |
Сентябрь «Общий обзор строения человека» | Конспект №1 «Части тела» |
Октябрь «Внутреннее строение человека» | Конспект №2 «Внутреннее строение человека» |
Ноябрь «Органы чувств» | Конспект №3 «Органы чувств человека» |
Декабрь «Полезные и вредные продукты» | Конспект №4 «Полезные и вредные продукты» |
Январь «Дыхательная система» | Конспект №5 «Дыхание» |
Февраль «Строение кожи» | Конспект №6 «Наша кожа» |
Март «Пищеварительная система» | Конспект №7 «Пищеварительная система» |
Апрель «Строение ротовой полости» | Конспект №8 «Строение ротовой полости» |
Май «Закаливание и спорт» | Конспект №9 «Закаливание и спорт» |
Старшая группа
Месяц | Материал |
Сентябрь «Общий обзор строения человека» | Конспект занятия №1 «Человек и части его тела» |
Октябрь «Внутреннее строение тела человека» | «Конспект занятия №2 «Внутреннее строение тела человека» |
Ноябрь. Полезные и вредные продукты | Конспект занятия №3 «Еда полезная и вредная» |
Декабрь — «Органы чувств» | Конспект занятия №4 «Наши помощники органы чувств» |
Январь – Пищеварительная система | Конспект занятия №5 «Пищеварительная система человека» с ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ |
Февраль – «Скелет и мышцы человека» | Конспект №6 «Скелет и мышцы человека» |
Март – «Наша кожа» | Конспект занятия №7 «Кожа человека и ее здоровье» |
Апрель – «Строение ротовой полости» | Конспект занятия №8 «Мой домик-ротик» |
Май — «Физкультура и здоровье» | Конспект 9 «Здоровье» |
Подготовительная группа
Месяц | Материал |
Сентябрь | Беседа 1. «Полезные и вредные привычки» |
Октябрь | Беседа 2 «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит» |
Ноябрь | Конспект занятия 3 «Зачем человеку нужен скелет?» |
Декабрь | Конспект занятия 4 «Мышцы человека» |
Январь | Конспект занятия 5. «Для чего нужна кровь?» |
Февраль | Конспект занятия 6. «Чем мы дышим» |
Март | Конспект занятия 8. «Глаза-наши помощники» |
Апрель | Беседа «Чистота залог здоровья»» |
Список использованной литературы
- А.И. Иванова “Естественно-научные эксперименты и исследования в детском саду. Человек”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2004 год.
- С.Е. Шукшина “Я и моё тело”, Москва, издательство “Школьная пресса”, 2004 год.
- А. Барилле “Тело человека”, № 25, 2007 год.
- П. Бронштейн “Ты и твоё тело”, Москва, РОСМЭН, 2007 год.
- С. Булацкий “Тело человека” (энциклопедия), Минск, “ЮНИОН”, 2007 год.
- М. Лукьянов “Моя первая книга о человеке”, Москва, ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007 год.
- Т.А. Алексеева, Р.Г. Апресян “365 рассказов о человеке” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.
- А. Клейборн “Человек” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.
- Э. Прати “Тело человека” (энциклопедия), Москва, “Махаон”, 2006 год.
- Л.В. Белкина “Адаптация детей раннего возраста в ДОУ”.
- Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова “Как сохранить и укрепить здоровье детей”, Гуманитарный издательский центр “Владос”, Москва, 2004 год.
- В.А. Доскина, Л.Г. Голубева “Растём здоровыми”, Москва, Просвещение, 2006 год.
- Л. Бобарыкина, Н. Шумилова, программа “Доктор Неболит” (интернет-ресурс).