«В гостях у Царицы Грамматики»

Милашевская Надежда Валерьевна
учитель-логопед
МБДОУ города Иркутска детский сад № 172 «Радуга»

Цели: создать условия для усвоения детьми навыка звукобуквенного анализа и синтеза.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
• Закреплять навык звукослогового анализа слов.
• Закрепить графический образ букв.
• Закреплять навык чтения слогов и слов.
• Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.
Коррекционно-развивающие
• Развивать фонематическое восприятие.
• Развивать память и внимание.
• Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
• Развивать мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные
• Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
• Формировать навык совместной работы в паре.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: Магнитофон с записью голоса царицы Грамматики; буквы-указатели; лепестки цветка с заданием; звуковые схемы на «секретных замках»; цветные фишки; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч; «звуковые домики».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети заходят в группу и здороваются с гостями.
Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Наш девиз: «Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно».
II. Сообщение темы занятия. Проблемная ситуация.
В это время звучит сигнал тревоги SOS… и голос: «Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».
Логопед: Ну что ребята , поможем царице Грамматике?

  1. Характеристика звуков.
    Но как мы туда попадём в это царство? А вот и серединка цветка и на ней что-то написано:
    – Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны:
    Один мягкий и свистит
    Другой твёрдый и шипит
    Третий вовсе запоёт
    Хоть кто его произнесёт… (звук).
  • Ребята, а что вы знаете о звуках?
    Звуки мы слышим и произносим.
  • На какие 2 группы делятся все звуки? (на гласные и согласные)
  • Чем отличаются гласные звуки от согласных?
  • На какие подгруппы делятся согласные звуки?( на согл. твердые и согл. мягкие)
  • Каким цветом мы обозначаем звуки? (гласные-красным, согл. твердые — синим, согл. мягкие- зеленым)
  1. Игра «Подружи ладошки».
    А сейчас поиграем в игру «Подружи ладошки».
    Слушаем следующую загадку.
    Черные птички на белой страничке
    Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква)
    Сначала я никак не мог
    Прочесть с двух букв
    Свой первый… (слог).
    Звук я к звуку подберу
    И его произнесу
    Если буквы в ряд сложу
    То его потом прочту…(слово).
    Много слов я соберу
    Меж собой их подружу
    Понятным будет изложение
    То получу я …(предложение).
    Звучит волшебная музыка.
    3.Игра «Угадай букву». Развитие ММрук.
    Логопед: Вот мы и оказались в Звуковом царстве Буквенном государстве. Посмотрите, дорогу дальше нам укажут буквы. Но буквы не простые, они обижены Буквоедом. Что это за буква, вы узнали? (на полу по группе разложены буквы, у которых не хватает каких-нибудь элементов).
    -А теперь давайте пальчиками напишем каждый свою букву на тарелке с манной крупой.
    А вот и первый лепесток с заданием.
    Первый лепесток.
    Вы загадки разгадали
    В волшебную страну попали
    Но смотрите впереди очень мощные замки.
    Чтобы лепесток забрать сумей замок ты открывать.
    Дети подбирают к звуковой схеме на замке соответствующую картинку, если она подходит, то замок открывается.
    Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?
    Второй лепесток.
    Если коврик вы сошьёте
    Быстро дальше вы пойдёте.
    Первый звук определяйте
    Нитки с толком выбирайте.
    На полотне расположены картинки. Ребёнок берёт одну из них, определяет первый звук в слове, даёт ему характеристику, выбирает фишку соответствующего цвета и размещает её на полотне.
    Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?
    Третий лепесток.
    4.Игра «Зашифрованное слово»
    Цифры по порядку быстро расставляйте
    Полученное слово вслух вы прочитайте.
    У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.
  2. Физминутка.
    Вновь у нас физкультминутка
    Наклонились ну-ка, ну-ка!
    Распрямились, потянулись,
    А теперь назад прогнулись.
    Разминаем руки, плечи,
    Чтоб сидеть нам было легче.
    Чтоб писать, читать, считать,
    И совсем не уставать (рывки руками).
    Голова устала тоже.
    Так давайте ей поможем.
    Вправо, влево раз два
    Думай, думай голова (вращение головой).
    Хоть зарядка коротка- отдохнули мы слегка.
    Логопед. Какая следующая буква укажет нам дорогу?
    6.Игра с мячом «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги». Каждый ребёнок называет слово (картинку, которая висит на «горе») и ударяет мячом об пол столько раз, сколько в слове слогов.

Четвёртый лепесток.
Впереди гора стоит,
Она из слов вся состоит.
Разобрать её вам нужно
Будет путь тогда открыт.
Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?
7.Работа со звуковыми домиками.
Пятый лепесток.
Слово вслух произнеси, звук в окошко помести.
Ребята, сегодня мы будем определять место звука в слове.
Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?
Шестой лепесток.
Здесь ветер сильный погулял
И слова все разбросал.
Вы их вместе соберите и предложение прочтите.
Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.
Логопед. Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. Давайте прочитаем его: «Дружба».
Звучит волшебная музыка.
Голос Царицы:
«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.
Я желаю вам друзья делать добрые дела
И дружить и дорожить
И добро друзьям дарить».
III. Итог занятия.
Логопед: Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдованно?
Ребята, вам понравилось наше занятие? Что особенно понравилось?
Давайте закончим занятие нашим чудесным кругом
Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова:
Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернись
И друг другу улыбнись.
Молодцы, ребята. Вы очень хорошо поработали. Спасибо. До свидания!

Прием работ ведется круглосуточно. Электронный адрес администрации сайта admin@vospitatel-ru.ru

Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта. При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна

Воспитатель-ру 2017 © Все права защищены.