Марина Юрьевна Авдеева
Воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 24"
Чебоксары
Программное содержание: уточнить и расширить представления детей о семье, родственных отношениях и обязанностях членов семьи; учить называть и различать близких родственников; вызвать желание рассказать о себе и своей семье; способствовать развитию связной речи; закреплять знания о названии своего родного города, детского сада, домашнего адреса; воспитывать любовь и уважение к близким.
Словарная работа: «родственники», «родня», «родители».
Предварительная работа: изготовление с родителями плоскостных домиков с фотографиями членов семьи и домашним адресом; беседы на тему «Моя семья»; целевые прогулки по микрорайону; рассматривание семейных альбомов; чтение рассказов и стихов по теме.
Материал: плакат «Рассели правильно членов семьи по комнатам»; макет улицы с плоскостными домиками детей; кукла Карлсон.
Ход занятия.
Воспитатель звонит в «волшебный колокольчик» и предлагает детям отгадать загадку:
У меня есть родня, где все любят меня.
Я их тоже люблю, всех могу вам назвать
И по пальцам пересчитать.
И скажу вам не тая, это вся моя? (семья)
- Правильно, семья. Первую часть загадки вы отгадали. А вот вторая часть загадки (воспитатель подводит детей к мольберту, на котором макет большого дома с комнатами и рисунками-символами)
- В этом доме живет большая семья. Вот эти рисунки-значки помогут вам узнать, кто в какой комнате живет и как называют членов этой семьи. Сейчас я вам их покажу.
- Ой, а где же они? Ребята, вы не видели, здесь, на столе лежала коробочка с картинками? Куда же она пропала? Может. Кто-то из вас решил подшутить? Что такое? Прислушайтесь, я слышу какой-то шум моторчика…
(из-за мольберта воспитатель выносит куклу Карлсона, говорит за него) - Привет, ребятишки, девчонки и мальчишки! (дети здороваются)
- Здорово я пошутил? Картинки ваши у меня, вот они!
- Карлсон, я думаю, еще не время шутить и баловаться! Без этих картинок ребята не смогут до конца отгадать загадку. Дай мне, пожалуйста, картинки и садись на стульчик вместе с ребятами (дети садятся на стульчики перед мольбертом)
-Ребята, продолжим отгадывать загадку. Вот члены этой семьи.
Нужно их расставить в комнаты по рисункам-значкам.
Дети по одному подходят к мольберту, берут картинку, называют, кто это: мама, папа, бабушка, дедушка, девочка, мальчик и ставят в соответствующую комнату; объясняют, почему именно в эту.
Вопросы к детям: - Кто это?
-Бабушка. - В какой комнате она живет? - Вот в этой.
- Почему ты так думаешь? - Потому что в этой комнате лежат очки, нитки, вязаные носочки (и так по каждой картинке)
Когда картинки расставлены воспитатель беседует с детьми по вопросам: - Кто живет на первом этаже? (мальчик и девочка)
- Кем они приходятся друг для друга? (брат и сестра)
- Кем они будут для папы и мамы? (дети, сын и дочка)
- Как называют дети папу и маму по-другому? (родители)
- Кем будут эти дети для бабушки и дедушки? (внук и внучка)
- Вот какая большая? (семья)
(хоровые и индивидуальные ответы)
(Воспитатель подводит итог и предлагает спеть песенку о дружной семье)
Есть у каждого семья. Это ты, и мы, и я.
Хорошо, когда семья, это ты, и мы, и я.
Мама варит нам обед, папа чинит табурет,
Ну, и я не отстаю, папе гвозди подаю.
Вместе любим мы играть, вместе любим мы гулять.
Хорошо, что у меня очень дружная семья.
Воспитатель: - Карлсон, а у тебя есть семья?
- У меня есть бабушка. Я ее очень люблю. Она мне вяжет носочки, печет вкусные плюшки, варит варенье.
- Ребята, Карлсон рассказал вам о своей семье и хочет познакомиться с вами. Расскажите Карлсону о своих родственниках. Ребята, вставайте в круг, чтобы нашему гостю было всех видно.
Вопросы к детям от имени Карлсона: - Как тебя зовут?
- Твоя семья большая или маленькая?
- С кем ты живешь?
- С кем из них ты больше всего любишь играть?
- Есть ли у тебя дома животные, кто?
Воспитатель от имени Карлсона: - Понравилось мне у вас, много интересного я узнал, но мне нужно лететь в свой город (пытается улететь)
- Ой, что-то мой моторчик не заводится.
- Карлсон, оставайся у нас, в нашем городе, мы тебя угостим вкусным печеньем, и твой моторчик снова заработает. Правда, ребята? (Да) Ну, хорошо, останусь ненадолго. А как называется ваш город?
(Дети называют: Чебоксары) - А где я буду жить?
- Ребята, приглашайте Карлсона к себе в гости, покажите свой дом.
(Дети подходят к макету «Наша улица» с плоскостными домиками детей)
Вопросы от имени Карлсона: - А это что за дом?
- Это наш детский сад.
- На какой улице находится ваш детский сад? (ответы детей)
- Посмотрите, чей это дом? (ребенок отвечает)
-Ты знаешь свой домашний адрес? (ответ ребенка)
(таким образом, дети беседуют с Карлсоном) - Ну, вот, я узнал, где вы живете и с кем, ждите меня в гости. А теперь давайте поиграем, ведь я очень люблю веселиться.
- Ребята, вставайте в круг, научим Карлсона играть в чувашскую народную игру «Работники» («Есченсем»)
Среди детей выбирают водящего – деда, остальные – работники.
Игроки отходят в сторону и договариваются о том, о какой работе они спросят у деда. Затем подходят к нему и говорят: - Здравствуй, дед! – Сывлах сунатпар, асатте!
- Здравствуйте. – Сывлах сунатап.
Где вы были? Эсир аста пулса? - На работе. – Есре.
- Что делали? – Мен еслерер?
Игроки движениями рассказывают о трудовых действиях в поле.
Дед угадывает, что означают эти движения и ловит игроков.
Пойманный игрок становится водящим. - Ребята, понравилось вам играть с Карлсоном?
Покажем ему наши игрушки?
(дети переходят к самостоятельным играм)