Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему: «Моя семья»

Марина Юрьевна Авдеева
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 24»
Чебоксары

Программное содержание: уточнить и расширить представления детей о семье, родственных отношениях и обязанностях членов семьи; учить называть и различать близких родственников; вызвать желание рассказать о себе и своей семье; способствовать развитию связной речи; закреплять знания о названии своего родного города, детского сада, домашнего адреса; воспитывать любовь и уважение к близким.
Словарная работа: «родственники», «родня», «родители».
Предварительная работа: изготовление с родителями плоскостных домиков с фотографиями членов семьи и домашним адресом; беседы на тему «Моя семья»; целевые прогулки по микрорайону; рассматривание семейных альбомов; чтение рассказов и стихов по теме.
Материал: плакат «Рассели правильно членов семьи по комнатам»; макет улицы с плоскостными домиками детей; кукла Карлсон.
Ход занятия.
Воспитатель звонит в «волшебный колокольчик» и предлагает детям отгадать загадку:
У меня есть родня, где все любят меня.
Я их тоже люблю, всех могу вам назвать
И по пальцам пересчитать.
И скажу вам не тая, это вся моя? (семья)

  • Правильно, семья. Первую часть загадки вы отгадали. А вот вторая часть загадки (воспитатель подводит детей к мольберту, на котором макет большого дома с комнатами и рисунками-символами)
  • В этом доме живет большая семья. Вот эти рисунки-значки помогут вам узнать, кто в какой комнате живет и как называют членов этой семьи. Сейчас я вам их покажу.
  • Ой, а где же они? Ребята, вы не видели, здесь, на столе лежала коробочка с картинками? Куда же она пропала? Может. Кто-то из вас решил подшутить? Что такое? Прислушайтесь, я слышу какой-то шум моторчика…
    (из-за мольберта воспитатель выносит куклу Карлсона, говорит за него)
  • Привет, ребятишки, девчонки и мальчишки! (дети здороваются)
  • Здорово я пошутил? Картинки ваши у меня, вот они!
  • Карлсон, я думаю, еще не время шутить и баловаться! Без этих картинок ребята не смогут до конца отгадать загадку. Дай мне, пожалуйста, картинки и садись на стульчик вместе с ребятами (дети садятся на стульчики перед мольбертом)
    -Ребята, продолжим отгадывать загадку. Вот члены этой семьи.
    Нужно их расставить в комнаты по рисункам-значкам.
    Дети по одному подходят к мольберту, берут картинку, называют, кто это: мама, папа, бабушка, дедушка, девочка, мальчик и ставят в соответствующую комнату; объясняют, почему именно в эту.
    Вопросы к детям:
  • Кто это?
    -Бабушка.
  • В какой комнате она живет? — Вот в этой.
  • Почему ты так думаешь? — Потому что в этой комнате лежат очки, нитки, вязаные носочки (и так по каждой картинке)
    Когда картинки расставлены воспитатель беседует с детьми по вопросам:
  • Кто живет на первом этаже? (мальчик и девочка)
  • Кем они приходятся друг для друга? (брат и сестра)
  • Кем они будут для папы и мамы? (дети, сын и дочка)
  • Как называют дети папу и маму по-другому? (родители)
  • Кем будут эти дети для бабушки и дедушки? (внук и внучка)
  • Вот какая большая? (семья)
    (хоровые и индивидуальные ответы)
    (Воспитатель подводит итог и предлагает спеть песенку о дружной семье)
    Есть у каждого семья. Это ты, и мы, и я.
    Хорошо, когда семья, это ты, и мы, и я.
    Мама варит нам обед, папа чинит табурет,
    Ну, и я не отстаю, папе гвозди подаю.
    Вместе любим мы играть, вместе любим мы гулять.
    Хорошо, что у меня очень дружная семья.
    Воспитатель:
  • Карлсон, а у тебя есть семья?
  • У меня есть бабушка. Я ее очень люблю. Она мне вяжет носочки, печет вкусные плюшки, варит варенье.
  • Ребята, Карлсон рассказал вам о своей семье и хочет познакомиться с вами. Расскажите Карлсону о своих родственниках. Ребята, вставайте в круг, чтобы нашему гостю было всех видно.
    Вопросы к детям от имени Карлсона:
  • Как тебя зовут?
  • Твоя семья большая или маленькая?
  • С кем ты живешь?
  • С кем из них ты больше всего любишь играть?
  • Есть ли у тебя дома животные, кто?
    Воспитатель от имени Карлсона:
  • Понравилось мне у вас, много интересного я узнал, но мне нужно лететь в свой город (пытается улететь)
  • Ой, что-то мой моторчик не заводится.
  • Карлсон, оставайся у нас, в нашем городе, мы тебя угостим вкусным печеньем, и твой моторчик снова заработает. Правда, ребята? (Да) Ну, хорошо, останусь ненадолго. А как называется ваш город?
    (Дети называют: Чебоксары)
  • А где я буду жить?
  • Ребята, приглашайте Карлсона к себе в гости, покажите свой дом.
    (Дети подходят к макету «Наша улица» с плоскостными домиками детей)
    Вопросы от имени Карлсона:
  • А это что за дом?
  • Это наш детский сад.
  • На какой улице находится ваш детский сад? (ответы детей)
  • Посмотрите, чей это дом? (ребенок отвечает)
    -Ты знаешь свой домашний адрес? (ответ ребенка)
    (таким образом, дети беседуют с Карлсоном)
  • Ну, вот, я узнал, где вы живете и с кем, ждите меня в гости. А теперь давайте поиграем, ведь я очень люблю веселиться.
  • Ребята, вставайте в круг, научим Карлсона играть в чувашскую народную игру «Работники» («Есченсем»)
    Среди детей выбирают водящего – деда, остальные – работники.
    Игроки отходят в сторону и договариваются о том, о какой работе они спросят у деда. Затем подходят к нему и говорят:
  • Здравствуй, дед! – Сывлах сунатпар, асатте!
  • Здравствуйте. – Сывлах сунатап.
    Где вы были? Эсир аста пулса?
  • На работе. – Есре.
  • Что делали? – Мен еслерер?
    Игроки движениями рассказывают о трудовых действиях в поле.
    Дед угадывает, что означают эти движения и ловит игроков.
    Пойманный игрок становится водящим.
  • Ребята, понравилось вам играть с Карлсоном?
    Покажем ему наши игрушки?
    (дети переходят к самостоятельным играм)

Прием работ ведется круглосуточно. Электронный адрес администрации сайта admin@vospitatel-ru.ru

Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта. При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна

Воспитатель-ру 2017 © Все права защищены.